ВВЕДЕНИЕ - Доклад оходе подготовки спортивных сборных команд








ВВЕДЕНИЕ


Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия), разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (далее – Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта) и утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, в качестве одного из основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определено  успешное выступление спортивной сборной команды России на летних и зимних Олимпийских и Паралимпийских играх.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что одной из стратегических целей государственной политики является повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, предусматривающее в том числе:

модернизацию системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательского состава;

развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;

формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, определяющие приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, предусматривают реализацию стратегических целей в области физической культуры и спорта.

С целью решения поставленных задач, в том числе повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, Минспорттуризм России определил основные направления совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва:

1) развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;

2) развитие студенческого спорта;

3) совершенствование системы развития спорта высших достижений;

4) усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) укрепление международных спортивных связей.

В настоящее время Минспорттуризмом России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными физкультурно-спортивными организациями реализуется комплекс следующих мер:

1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;

2) развитие федеральных учреждений спортивной подготовки;

3) стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

4) проведение научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

5) совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них в спорт высших достижений;

6) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;

7) введение учреждений образования, школ-интернатов спортивной направленности и центров образования спортивной направленности;

8) разработка предложений по созданию в субъектах Российской Федерации региональных центров спортивной подготовки (спортивного резерва);

9) реализация мер по развитию в спортивных школах зимних паралимпийских видов спорта;

10) разработка требований к организации детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса;

11) разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий;

12) модернизация системы подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления этим процессом;

13) создание системы государственного заказа по подготовке спортсменов – кандидатов в составы основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключение соглашений с субъектами Российской Федерации о целевой подготовке спортсменов – членов спортивных сборных команд страны с учетом приоритетных направлений развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации.

Существенно улучшилась нормативная и правовая база в области физической культуры и спорта. Только за 2010 год было принято более 50 федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам, регламентирующим развитие физической культуры и спорта.

Вопросы обеспечения конкурентоспособности российского спорта были рассмотрены 14 октября 2008 года на совместном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. По итогам заседания Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым были даны поручения, которые послужили основой для формирования современной системы подготовки российских спортсменов.

Ход реализации комплексного подхода к подготовке российских спортсменов и итоги выступления наших команд на крупнейших соревнованиях были рассмотрены 26 марта 2010 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта и на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 28 июня 2010 года и 16 мая 2011 года.

За последние три года государственная политика, направленная на создание условий по обеспечению качественной подготовки спортсменов высокой квалификации позволяет рассчитывать на достижение запланированных показателей, предусмотренных Стратегией, а именно – обеспечить  победу спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призёров на Играх ХХХ Олимпиады и
успешное выступление на XIV Паралимпийских летних играх 2012 года в г. Лондоне.


^ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ

СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ


Подготовка спортивных сборных команд России, в том числе совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, направленная на повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, а также разработка и реализация мер социальной защиты спортсменов и тренеров включают в себя следующие основные направления.

^ Научно-методическое обеспечение подготовки

спортивных сборных команд России

Важнейшим элементом современной подготовки спортсменов является научно-методическое обеспечение, которое включает в себя обследование соревновательной деятельности, этапные комплексные обследования, текущие обследования и биохимический контроль функционального состояния спортсменов.

Реализуемые меры, а также прогнозирование спортивных достижений с учётом разрабатываемых модельных характеристик спортсменов высокой квалификации позволяют вырабатывать своевременные рекомендации по коррекции планов и программ тренировки в рамках этапов подготовки в олимпийском цикле, осуществлять отбор наиболее подготовленных спортсменов для участия в международных спортивных соревнованиях.

В 2009–2010 годах активизировалась научно-исследовательская деятельность в области биомеханики спорта, физиологии, психологии и методологии подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, направленная на разработку и создание прикладных методик и технологий.

В то же время существуют факторы, снижающие эффективность научно-методического сопровождения сборных команд России. Среди них:

неразвитая материально-техническая база, функциональные возможности которой уступают возможностям стран-лидеров Олимпийского движения, особенно в части применения специального научно-технологического оборудования;

отсутствие преемственности в подготовке молодых научно-технических кадров и, как следствие, преобладание сотрудников в возрасте старше 50 лет.

Решению указанных проблем призвана способствовать проводимая Минспорттуризмом России работа по созданию постоянно действующих комплексных групп сопровождения, сформированных на базе научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Также важное значение придается вопросам модернизации системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, научных работников, обслуживающего персонала, включая спортивных врачей, массажистов, технических специалистов, спортивных судей.

С целью решения вопросов внедрения современных информационных технологий, максимального использования кадрового научного потенциала, обеспечения взаимодействия отраслевых научных, образовательных учреждений и общероссийских спортивных федераций на базе ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» и ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» создан единый отраслевой информационно-аналитический центр для ввода, хранения и интерпретации данных всех составляющих подготовки спортсменов: педагогической, научно-методической, медицинской и медико-биологической.

В указанный центр из различных регионов страны направляются сведения о результатах тестов и контрольных измерений выступлений спортсменов. На основе анализа поступающей информации в рамках единой комплексной информационной системы в оперативном порядке корректируются планы подготовки спортсменов на всех этапах тренировочной и соревновательной деятельности. Также одним из важных направлений работы центра является обеспечение тренеров и специалистов информацией о зарубежном опыте подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Подробный анализ опыта зарубежных стран в области физической культуры и спорта представлен в приложениях к настоящему докладу.

Кроме того, Минспорттуризмом России предусмотрены мероприятия по созданию постоянно действующих комплексных научных групп сопровождения (далее – КНГ), сформированных на базе подведомственных научных и образовательных учреждений. В настоящее время создано 14 КНГ по зимним видам спорта, 41 – по летним видам спорта. Остаются не обеспеченными сопровождением КНГ из числа зимних видов спорта – прыжки на лыжах с трамплина, из числа летних видов спорта – футбол, конный спорт.


^ Медико-биологическое обеспечение подготовки

спортивных сборных команд России

Система современного медицинского сопровождения спортсмена на всех этапах тренировочной и соревновательной деятельности, реализуемая в настоящее время Федеральным медико-биологическим агентством, обеспечивает оказание качественной и своевременной медицинской помощи в любом регионе страны за счёт средств федерального бюджета.

Для проведения углублённых медицинских обследований спортсменов сборные команды России по видам спорта распределены между ^ 12 клиниками ФМБА России. Для реабилитации спортсменов используется Центральная клиническая больница восстановительного лечения, задействованы диагностические возможности НИИ физико-химической медицины, НИИ пульмонологии и НИИ иммунологии.

ФМБА России совместно с Минспорттуризмом России утверждён график прохождения углублённого медицинского обследования спортсменами сборных команд России на 2011 год. За прошедший период текущего года проведено 1954 обследования спортсменов. К тренировочной и соревновательной деятельности не допущены 22 спортсмена. По паралимпийским видам спорта с начала 2011 года проведено обследование 451 спортсмена: допуск получили 438 человек, не допущены 13 спортсменов.

Вся информационная база по результатам медицинского обследования будет внесена в находящийся на апробации электронный паспорт здоровья спортсмена.

ФМБА России подготовлена ведомственная целевая программа «Модернизация системы медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спорта высших достижений на 2011 – 2013 годы». В рамках указанной программы предусмотрены следующие мероприятия:

обеспечение сборных команд России лекарственными препаратами, биологически активными добавками (БАД) и лекарственными изделиями медицинского назначения;

выполнение медико-биологических исследований в интересах обеспечения подготовки спортсменов;

углублённые медицинские обследования спортсменов, включая лабораторную и функциональную диагностику;

амбулаторное и стационарное лечение спортсменов;

функционирование и ведение электронного регистра состояния здоровья членов сборных команд России;

система мер мотивации труда медицинского персонала сборных команд России (врачи, массажисты);

модернизация отделений спортивной медицины, участвующих в медико-санитарном обеспечении сборных команд России;

функционирование психологической и психофизиологической службы сборных команд России.

Кроме того, ФМБА России формируются индивидуализированные программы медико-биологического и фармакологического сопровождения. Критическим и важным звеном в реализации данных технологий является создание эффективной системы взаимодействия медиков и главных тренеров сборных команд России. Эта система отрабатывается в Научно-медицинском совете по инновационным технологиям ФМБА России, в состав которого входят ведущие российские учёные-медики и спортивные специалисты. Отобранные советом технологии будут внедряться силами медицинских исследовательских групп во взаимодействии с комплексными группами сопровождения Минспорттуризма России и главными тренерами сборных команд России.

Большое значение уделяется научному сопровождению мероприятий по медико-биологическому и медико-санитарному обеспечению спортсменов сборных команд России.

ФМБА России проанализированы современные научно-методические разработки в области физиологии, генетики, иммунологии, биохимии, психофизиологии, которые являются базовой основой индивидуальной медико-биологической поддержки спортсменов.

Для тестирования и оценки эффективности этих технологий в ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России создана мультидисциплинарная лаборатория с уникальным набором оборудования, синтезирующим опыт мировой спортивной медицины. Производственный цикл данной лаборатории позволит изучить на индивидуальном уровне особенности функционирования физиологических систем высококвалифицированного спортсмена, включая применение персональных программ его фармакологической поддержки.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2011 г. № АЖ-П12-25пр в настоящее время разрабатывается порядок медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спортсменов сборных команд России.

^ Антидопинговое обеспечение подготовки

спортивных сборных команд России

В соответствии с ратификацией Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте Российская Федерация взяла на себя обязательства по реализации основных положений настоящей Конвенции.

В апреле 2009 года в рамках Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта создана рабочая группа по спортивной медицине и антидопинговому обеспечению.

Приказом Минспорттуризма России от 23 июля 2009 г. № 544 утверждён комплекс мер по антидопинговому обеспечению в Российской Федерации, направленный на совершенствование нормативно-правовой базы, материально-техническое и кадровое обеспечение, осуществление международного сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными организациями, проведение образовательной и научно-исследовательской деятельности.

10 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 7 мая 2010 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором закреплены такие понятия, как «допинг», «антидопинговые правила», «допинг-контроль», «тестирование» и «антидопинговая организация»; определены полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также обязанность общероссийских спортивных федераций и организаторов спортивных мероприятий по предотвращению допинга в спорте; конкретизирован статус общероссийской антидопинговой организации и цели ее деятельности. В целях реализации норм действующего законодательства Минспорттуризм России утвердил «Общероссийские антидопинговые правила» (приказ Минспорттуризма России от 13 апреля 2011 года № 307, находится в Минюсте России на регистрации) и «Перечни допинговых средств и методов, запрещённых к использованию в спорте», соответствующие Запрещённому списку Всемирного антидопингового агентства (далее – ВАДА) (приказ Минспорттуризма России от 7 апреля 2011 г. № 277, зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г. № 20839).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 884 утверждён «Порядок ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации и перевозки по территории Российской Федерации проб и оборудования в рамках проведения допинг-контроля в целях предотвращения допинга и борьбы с ним в спорте».

В части совершенствования материально-технической базы ведётся работа по обеспечению новейшим аналитическим оборудованием ФГУП «Антидопинговый центр», который сегодня по степени своей технической оснащенности стал одной из ведущих лабораторий мира, аккредитованных ВАДА.

Российская Федерация является активным участником международного движения, направленного на противодействие допингу в спорте. Представители России входят во все рабочие органы Совета Европы и Конвенции ЮНЕСКО, осуществляющие деятельность по борьбе с допингом, а также в рабочие органы ВАДА.

С целью консолидации и координации усилий всего спортивного сообщества в решении проблемы допинга в спорте по инициативе Минспорттуризма России в общероссийских спортивных федерациях и субъектах Российской Федерации определены лица, ответственные за антидопинговый раздел работы.

Значительное внимание уделяется антидопинговой пропаганде и образовательным мероприятиям. Проводятся тематические семинары, разработанные для различных целевых аудиторий (молодёжь, родители, взрослые спортсмены, тренеры), а также издаётся и распространяется соответствующая информационно-справочная литература.

Признанием результатов работы, проводимой Российской Федерацией в сфере борьбы с допингом, стало решение Совета учредителей ВАДА в ноябре 2010 года о включении России в список стран, соответствующих Всемирному антидопинговому кодексу.

^ Создание и развитие спортивной инфраструктуры

подготовки спортивных сборных команд России

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» Минспорттуризм России проводит работу по созданию и развитию федеральных спортивных центров.

В настоящее время менее половины сборных команд России по летним олимпийским и паралимпийским видам спорта имеют условия для проведения тренировочного процесса на подведомственных Минспорттуризму России спортивных базах. Сборные команды по видам спорта, не имеющие такой возможности, осуществляют подготовку на региональных спортивных базах или спортивных базах, не являющихся государственной собственностью. Кроме того, сборные команды России по ряду видов спорта, а также российские спортсмены в отдельных спортивных дисциплинах из-за отсутствия необходимых условий для подготовки большую часть тренировочного процесса осуществляют за границей.

Минспорттуризм России планирует решение данной проблемы как за счёт расширения имеющихся подведомственных спортивных баз, так и за счёт освоения территорий подведомственных высших учебных заведений. Создание федеральных спортивных центров на базе вузов позволит более органично сочетать тренировочный и восстановительный процессы, научно-методическое обеспечение, в том числе внедрение в подготовку спортсменов инновационных технологий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 432 в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» были внесены изменения, направленные на создание системы центров спортивной подготовки, которая на данном этапе позволит решить задачу обеспечения условий для проведения тренировочного процесса для каждого олимпийского и паралимпийского вида спорта, как минимум, на одном из федеральных спортивных центров.

Вместе с тем, опыт стран – лидеров Олимпийского движения показывает необходимость создания федеральных тренировочных центров в различных природно-климатических условиях: «средней полосе», «среднегорье», «на морском побережье», а также в различных часовых поясах (в случаях, когда протяженность страны позволяет это сделать). Одновременно в указанных странах функционируют региональные спортивные центры для обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва.

В таких спортивных центрах созданы все условия для полноценной подготовки и восстановления, научно-методического, информационно-аналитического, медицинского и антидопингового обеспечения, а также сочетания процесса подготовки с образовательными программами. При этом во многих подобных центрах имеется возможность для проведения спортивных соревнований, включая международные.

В целях системного решения вопроса создания спортивной инфраструктуры для подготовки спортивного резерва для сборных команд России Минспорттуризм России с учётом обращений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийских спортивных федераций разработал концепцию развития региональных спортивных центров («точек роста»), основанную на кластерном подходе. Строительство региональных центров предлагается осуществлять с учётом развития в субъектах Российской Федерации базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта.

Проведённый Минспорттуризмом России анализ показал, что для создания стабильной системы подготовки спортивного резерва по всем олимпийским и паралимпийским видам спорта необходимо более 70 региональных спортивных центров.

В настоящее время существуют следующие федеральные тренировочные базы для подготовки сборных команд России:

1. ФГУП «Республиканская учебно-тренировочная база г. Руза»;

2. ФГУП «Тренировочный центр сборных команд России «Озеро Круглое»;

3.  ФГУП «Учебно-тренировочный центр «Новогорск»;

4. ФГУП «Учебно-тренировочная база «Мир»;

5. ФГУП «Республиканская учебно-тренировочная база «Ока», г. Алексин;

6. ФГУП «Южный федеральный центр спортивной подготовки»;

7. Федеральный центр по зимним видам спорта в г. Чайковском Пермского края;

8. Федеральный тренировочный центр по зимним видам в п. Токсово Ленинградской области;

9. Тренировочная база в г. Кисловодске (передана в ведение Минспорттуризма России в 2010 году).

^ Обеспечение подготовки спортивного резерва
для сборных команд России

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют 5090 учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.

Численность обучающихся в 3 996 детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и ^ 783 специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 3 млн. 262 тыс. человек. Расходы на их содержание по сравнению с 2009 годом увеличены на 13,6 % и составили 52 млрд. 759 млн. рублей.

Во исполнение подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2099 года № Пр-2997 разработан порядок передачи специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва в ведение органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Данный порядок закрепляет условия сохранения имеющегося материально-технического обеспечения передаваемых школ и условия оплаты труда их работников. В результате исполнения указанного поручения Президента Российской Федерации сформирована сеть специализированных учреждений по подготовке резерва спортивных сборных команд Российской Федерации. Создание сети, наряду с осуществлением мер адресной финансовой поддержки базовых видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации, направлено на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений представленного типа, обеспечение их современными методическими материалами, повышение уровня профессиональной подготовки тренеров и специалистов.

Итоговая цель проводимых преобразований заключается в создании эффективной и сбалансированной системы подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.

В настоящее время 60% (459) СДЮСШОР находятся в ведении органов местного самоуправления, 40% (324) – в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также в Российской Федерации функционируют ^ 49 училищ олимпийского резерва, 9 из которых являются федеральными.

Училища олимпийского резерва расположены в 29 субъектах Российской Федерации. Общая численность учащихся составляет 8383 человека, из которых 1825 (22%) являются членами сборных команд страны основного и резервного составов, 5048 человек (60%) входят в составы сборных команд субъектов Российской Федерации, 43 человека являются заслуженными мастерами спорта, 232 человека имеют квалификацию мастера спорта международного класса.

В подведомственных Минспорттуризму России федеральных училищах олимпийского резерва в 2010 году обучались 842 человека. Из числа воспитанников федеральных училищ олимпийского резерва в 2010 году 488 спортсменов (58%) вошли в основной и резервный состав сборных команд страны, ими завоеваны на чемпионатах и первенствах России 961 медаль, на международных соревнованиях 96 медалей.

Специфика процесса обучения в училищах олимпийского резерва требует сочетания организации образовательного процесса с активной тренировочной и соревновательной деятельностью учащихся.

С учётом данной специфики на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 16 мая 2011 года дано поручение разработать до октября 2011 года соответствующий федеральный образовательный стандарт, предусматривающий, в том числе, проведение консультаций на период учебно-тренировочных сборов и индивидуальные занятия со студентами – членами сборных команд страны.

Также на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта дано поручение о развитии в субъектах Российской Федерации спортивных школ-интернатов.

^ Меры по материальному стимулированию спортсменов,

тренеров и специалистов к достижению высоких

спортивных результатов

В последние годы значительное внимание уделяется вопросам материального поощрения спортсменов, тренеров и специалистов, осуществляющих подготовку сборных команд России и спортивного резерва.

Большинство кандидатов на участие в Играх, их личные тренеры, а также тренеры и специалисты сборных команд России получают стипендию Президента Российской Федерации, размер которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 368 увеличен с 15000 до 32000 рублей ежемесячно.

В связи с успешными выступлениями российских спортсменов на Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх данным Указом также увеличена ежегодная квота для спортсменов-инвалидов и их тренеров с 450 до 500 стипендий.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № ВП-П12-13пр Минспорттуризмом России решён вопрос о значительном увеличении заработной платы спортсменов, тренеров и специалистов сборных команд России, являющихся штатными сотрудниками ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России». С 1 января 2011 г. зарплата спортсменов в зависимости от спортивных результатов составляет от 30 до 120 тыс. рублей, тренеров и специалистов – от 35 до 140 тыс. рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 1099-р установлено денежное вознаграждение (в рублях) в размере, эквивалентном от 1050 до 7000 долларов США в зависимости от уровня спортивного достижения для российских спортсменов – победителей и призёров чемпионатов мира и Европы по олимпийским видам спорта, а также общая сумма денежного вознаграждения для тренеров и специалистов сборных команд России, обеспечивших подготовку указанных спортсменов, в размере (в рублях), эквивалентном от 450 до 3350 долларов США.

Вместе с тем, подобное денежное вознаграждение по итогам выступлений российских спортсменов на чемпионатах мира и Европы по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта не установлено.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 г. № Пр-2248ГС (подпункт «н» пункта 1) Минспорттуризм России в 2009 и 2010 годах провёл Всероссийский конкурс на звание лучшего специалиста в области физической культуры и спорта по 6 номинациям: спортсмен года, спортивная команда года, тренер года, преподаватель (учитель) физической культуры года, учёный года в области физической культуры и спорта, спортивный врач года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 493 лауреатам национальных номинаций в области физической культуры и спорта, которые определяются по результатам всероссийских конкурсов в области физической культуры и спорта, начиная с 2010 года по 2014 год включительно, выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 500 000 рублей.

Значительную материальную поддержку кандидатам на участие в Олимпийских играх, их личным тренерам, тренерам и специалистам, осуществляющим подготовку сборных команд России и спортивного резерва, оказывают субъекты Российской Федерации.

Во многих общероссийских спортивных федерациях также предусмотрены денежные вознаграждения спортсменам, тренерам и специалистам по итогам выступлений на крупнейших международных спортивных соревнованиях, в отдельных случаях достаточно значительные.

Большую роль в повышении мотивации спортсменов, тренеров и специалистов сборных команд России играет некоммерческая благотворительная организация «Фонд поддержки олимпийцев России» (далее – Фонд), попечительский совет которого возглавляет Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

В ходе реализации соглашения о сотрудничестве от 17 декабря 2008 г. Фондом и Минспорттуризмом России осуществляется совместная разработка программ и положений по выплатам грантов. В соответствии с положениями, утверждёнными с целью стимулирования спортсменов – кандидатов на участие в Олимпийских играх и их тренеров, Фонд на основании документов, представляемых Минспорттуризмом России, осуществлял в 2009 и 2010 годах выплаты грантов спортсменам – победителям и призёрам чемпионатов, первенств мира и Европы, победителям чемпионатов России, их личным тренерам, а также тренерам и специалистам сборных команд России, обеспечившим их подготовку, в размере, который определялся в зависимости от уровня спортивного достижения, показанного в течение года. При этом при наличии нескольких спортивных достижений размер гранта увеличивался. Общая сумма выплат по данным программам в 2010 году составила 472 млн. рублей. Всего по летним видам спорта Фонд в 2005 – 2010 годах выплатил 3 592 гранта на общую сумму 2 млрд. 975 млн. рублей.

Кроме того, в 2009 и 2010 годах ^ Фонд реализовал программу поддержки специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), осуществляющих подготовку кандидатов на участие в Олимпийских играх в г. Лондоне и г. Сочи. По итогам конкурса, проведённого Минспорттуризмом России совместно с Фондом и Всероссийским объединением представителей спортивных школ, Фонд в 2010 году выплатил гранты в размере от 750 тыс. рублей до 2,5 млн. рублей 130 СДЮСШОР.

Учитывая положительные результаты перечисленных программ, Фондом принято решение об их продолжении и расширении в 2011 году. На поддержку летних видов спорта запланировано выделить 630 млн. рублей, а на поддержку СДЮСШОР – 450 млн. рублей.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации за счёт средств бюджетов всех уровней, различных внебюджетных источников создана многоуровневая система материального стимулирования за спортивные достижения, которая направлена на реализацию имеющегося у спортсменов сборных команд России потенциала.

^ Продвижение и защита интересов российского спорта

в международном спортивном движении

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 г. № Пр-2248ГС (подпункт «л» пункта 1) Минспорттуризм России совместно с МИДом России, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, заинтересованными общероссийскими спортивными федерациями разработал План совместных действий по увеличению представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях, утверждённый приказом Минспорттуризма России от 17 сентября 2009 г. № 795.

По состоянию на 15 мая 2011 г. в составы руководящих и рабочих органов международных спортивных организаций по летним олимпийским видам спорта входят 93 представителя России, по зимним олимпийским видам спорта – 45 представителей России, в составы европейских спортивных федераций входят 98 российских представителей. В числе руководителей международных спортивных федераций Россию представляют 6 человек. По летним паралимпийским видам спорта в международные спортивные организации входят 4 представителя России.

В целях повышения эффективности деятельности представителей России в международных спортивных организациях принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1129, в соответствии с которым Олимпийскому комитету России в 2011 году предоставлена субсидия из федерального бюджета, в том числе на частичную компенсацию общероссийским спортивным федерациям расходов по участию их представителей в работе международных организаций, а также повышение квалификации имеющихся представителей и потенциальных кандидатов, рекомендуемых для работы в международных организациях.

Создание эффективной системы защиты интересов российского спорта на международной арене зависит в существенной мере от активного информационно-пропагандистского обеспечения. С этой целью используются ресурсы российских загранучреждений при организации регулярных встреч с представителями дружественных стран и спортивных федераций по вопросам поддержки российских подходов к обсуждаемым проблемам.

Оказывается всестороннее содействие проведению на территории России крупных международных мероприятий: конференций, конгрессов, симпозиумов, выставок и пр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2009 г. № 863 в России ежегодно, начиная с 2009 года, проводится Международный форум «Россия – спортивная держава» (далее – Форум). Данный Форум стал заметной международной площадкой для обмена опытом в развитии спорта высших достижений как в России, так и в мире. В работе форумов в 2009 и 2010 годах приняли участие 69 представителей Международных спортивных федераций (IAAF, FILA, FISU, IIHF, FEI, AIBA, FIG, FIVB, IBU и др.). Проведение Форума станет одним из главных спортивных событий 2011 года, в котором планируется участие руководителей ряда международных спортивных организаций, членов Международного олимпийского комитета и национальных олимпийских комитетов.

Кроме того, в 2011 году в г. Сочи состоится генеральная ассамблея Ассоциации «Европейские олимпийские комитеты», включённая в Программу общественно значимых мероприятий в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В апреле 2012 года в г. Москве планируется проведение генеральной ассамблеи Ассоциации национальных олимпийских комитетов.

В целях дальнейшего увеличения количества международных спортивных мероприятий, проводимых в России, а также их организации на высоком уровне следует с учётом опыта стран – лидеров олимпийского движения организовать системную работу по выдвижению Российской Федерации на право проведения международных спортивных мероприятий. При этом необходимо предусматривать не только использование имеющихся спортивных сооружений, но и создание новой инфраструктуры с целью расширения географии проведения соревнований на территории Российской Федерации.

  1. ^ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИГРАМ ХХХ ОЛИМПИАДЫ И XIV ПАРАЛИМПИЙСКИМ ЛЕТНИМ ИГРАМ 2012 ГОДА в г. ЛОНДОНЕ

Игры ХХХ Олимпиады (далее – ОИ-2012) состоятся в период с 27 июля по 12 августа 2012 года. Помимо г. Лондона соревнования планируется провести в городах Итон Дорни (гребные виды спорта) и Уэймут (парусный спорт). Ожидается, что в Играх Олимпиады 2012 года примут участие приблизительно 10,5 тыс. спортсменов из более чем 200 стран мира. Они разыграют 302 комплекта наград в 37 видах спорта.

Из соревновательной программы ОИ-2012 по сравнению с Играми XXIX Олимпиады 2008 года (далее – ОИ-2008) исключены бейсбол и софтбол. Кроме того, внесены изменения в программу соревнований по боксу (впервые выступят женщины), велоспорту-трек, гребле на байдарках и каноэ, парусному спорту, современному пятиборью (объединены бег со стрельбой), теннису (добавлены смешанные соревнования), фехтованию.

^ XIV Паралимпийские летние игры (далее – ПИ-2012) состоятся в период с 29 августа по 9 сентября 2012 года. В них примут участие более 4000 спортсменов из 150 стран мира. Они разыграют 499 комплектов наград в 20 видах спорта.

По сравнению с предыдущими Паралимпийскими летними играми увеличено количество комплектов разыгрываемых медалей на 27 единиц, в том числе на 14 комплектов за счет включения в программу соревнований среди спортсменов с нарушением интеллекта.

В целях обеспечения системного подхода к организации подготовки российских спортсменов к ОИ-2012 и ПИ-2012, Минспорттуризмом России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями:

Итоги работы КНГ по летним олимпийским видам спорта в 2008 – 2010 годах показывают, что за последние три года общее количество обследований в рамках научно-методического обеспечения сборных команд России существенно возросло.

Для оптимизации работы КНГ в 2010 году внесены изменения в программы обследований спортсменов и систему отчётности. В целях непрерывного контроля подготовленности спортсменов проводится обязательный учёт тренировочной нагрузки, а также мониторинг психологического состояния атлетов. Полученные данные сопоставляются с данными предыдущих обследований. На основе сравнительного анализа формируется прогноз изменения функциональной готовности спортсмена в соревновательный период, что позволяет своевременно корректировать тренировочный процесс и, тем самым, способствовать повышению спортивного результата.

В 2009 году утверждён ^ План мероприятий по организации и проведению допингового контроля и антидопингового обеспечения членов сборных команд России при подготовке к Играм-2012.

В целях реализации указанного плана осуществляется постоянный допинг-контроль за всеми кандидатами на участие в Играх Олимпиады 2012 года. В 2010 году у спортсменов по летним олимпийским видам спорта отобрано 10738 проб. Выявлено 76 неблагоприятных результатов.

В первом квартале 2011 года у спортсменов по летним олимпийским видам спорта отобрана 2181 проба. Выявлено 6 неблагоприятных результатов.

У спортсменов по летним паралимпийским видам спорта в 2010 году отобрано 327 проб. Выявлено 5 неблагоприятных результатов.

В 2010 году для представителей летних олимпийских видов спорта проведено 58 семинаров, посвящённых борьбе с допингом. Общее количество участников составило 1568 человек (спортсмены, тренеры, спортивные врачи). В 2011 году прошло 8 подобных семинаров.

Для представителей летних паралимпийских видов спорта в 2010 году был проведён семинар для тренеров, в котором приняли участие 68 человек.

В 2010 году увеличена численность медицинского персонала, привлечённого к работе со спортсменами сборных команд России по летним олимпийским видам спорта – по состоянию на май 2011 года она составляет 218 человек, из них врачей по спортивной медицине – 102, массажистов – 116. С начала 2011 года дополнительно в сборные спортивные команды по летним олимпийским видам спорта приняты 35 человек (врачей по спортивной медицине – 16, массажистов – 19).

В 2010 году проведено углублённое медицинское обследование 2304 спортсменов сборных команд России по летним олимпийским видам спорта. По его результатам не допущено к тренировочной и соревновательной деятельности 275 спортсменов.

По летним паралимпийским видам спорта в течение 2010 года осмотрено 183 спортсмена. Допуск получили 182 человека.

Фармакологическое обеспечение сборных команд России по летним олимпийским видам спорта в 2010 году удовлетворено по 815 заявкам. Одновременно определён список из 400 приоритетных спортсменов, по которым решается вопрос написания индивидуальных схем фармакологической поддержки.

Среди проблем данного направления деятельности следует выделить необходимость развития кадрового потенциала по направлению «спортивная медицина» и материально-технической базы врачебно-физкультурной службы Российской Федерации.

^ Финансирование подготовки к участию в Играх Олимпиады и Паралимпийских летних играх 2012 года осуществляется в плановом режиме с учётом средств, выделяемых Минспорттуризму России на реализацию Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

В 2010 году проведено 1304 учебно-тренировочных мероприятия для спортивных сборных команд России по летним олимпийским видам спорта. Указанные сборные команды России приняли участие в 759 международных спортивных соревнованиях за счёт средств федерального бюджета. В 2011 году запланировано проведение более 2000 учебно-тренировочных мероприятий. Сборные команды России по летним олимпийским видам спорта примут участие в более чем 1400 международных спортивных соревнованиях и международных тренировочных сборах. На обеспечение данных мероприятий запланировано финансирование в объёме 2324,8 млн. рублей.

Одним из главных элементов подготовки ведущих спортивных держав к Олимпийским и Паралимпийским играм и одновременно показателем ее эффективности является выступление на официальных международных спортивных соревнованиях в олимпийском цикле.

На чемпионатах мира 2009 года разыграны награды в 264 видах программы из 302, включённых в программу ОИ-2012. Чемпионаты мира не проводились по баскетболу, боксу (женщины), волейболу (за исключением пляжного), конному спорту, пулевой стрельбе, футболу, хоккею на траве, а также не разыгрывались награды в отдельных спортивных дисциплинах по настольному теннису, спортивной гимнастике и тхэквондо.

В 2009 году сборные команды России по соответствующим видам спорта участвовали во всех чемпионатах мира, по итогам которых заняли третье место в неофициальном общекомандном зачёте как по общему количеству медалей, так и по золотым наградам (таблица 1).

^ Таблица 1

Количество медалей,
завоёванных десятью лучшими странами-участницами

на чемпионатах мира 2009 года по летним олимпийским видам спорта




п.п.


П.п.

п.п.п

Страна

Количество медалей (олимпийская программа)

золотые


серебряные

бронзовые

всего

1

Китай

34

17

26

77

2

США

33

24

19

76

3

Россия

20

28

21

69

4

Германия

20

9

21

50

5

Великобритания

12

15

8

35

6

Италия

11

6

14

31

7

Австралия

10

9

12

31

8

Франция

8

7

17

17

42

9

Корея

8

4

7

19

10

Япония

7

5

11

23

9520051913173246.html
9520176193769417.html
9520246210146558.html
9520386813184123.html
9520509529396095.html