РИМСКАЯ ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0


^ РИМСКАЯ ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА – возникла в XVI в. под влиянием Палестрины. Ее представители: композитор и хор. дирижер Джованни Мария Нанини (ок. 1545-1607), подготовивший много учеников (Б. Нанини, Г. Аллегри и др.), Феличе и Франческо Анерио и др. К Р. п. ш. примыкали К. Моралес, Т. Л. Виктория. Стиль a cap. Р. п. ш. отличался благозвучием, плавностью ритма и голосоведения, уравновешенностью; полифония опиралась на ясную аккордовую гармонию.


РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) – рус. композитор, дирижер, обществ. деятель, проф. Петерб. консерватории. В 1874-1881 возглавлял Бесплатную музыкальную школу, где руководил орк. и хором; был пом. управляющего Придв. певч. капеллой (1883-1894). Среди соч. для солистов, хора, орк. кантаты "Свитезянка" (смеш. хор), "Песнь о вещем Олеге" (муж. хор), прелюдия-кантата "Из Гомера" (жен. хор). Для хора и орк.: "Стих об Алексее, Божьем человеке", Подблюдная песня "Слава", "Дубинушка" для орк. и хора (по желанию), "Стрекозы" для жен. трио с фп. и хора (по желанию). Хоры a cap.: жен. (3-гол. – "Тучки небесные", "Ночевала тучка"; 4-гол. – 4 вариации и фугетта на тему рус. нар. песни "Надоели ночи", "Последняя туча"); муж. (3-гол. – "Крестьянская пирушка", "Ворон к ворону летит", "Пленившись розой, соловей", "Дайте бокалы"; 4-гол. – "Вакхическая песня"); смеш. ("На севере диком", "Владыко дней моих", "Перед распятием"; наиболее известные – "Месяц плывет" и вариации на нар. темы "Старая песня", "Татарский полон"). Оп. Р.-К. содержат множество хор. сцен, эпизодов, законч. хоров, разнообразных по тематике, муз.-хор. приемам: Сцена веча (оп. "Псковитянка"), приближающаяся по характеру к нар. сценам Мусоргского, хор встречи Грозного (та же опера); Проводы масленицы, Сцена в заповедном лесу, Гимн Яриле-солнцу ("Снегурочка"); хоровод "А мы просо сеяли", хоры русалок ("Майская ночь"); колядные песни ("Ночь перед Рождеством"); "Яр-хмель", сцена "Приворотное зелье" ("Царская невеста"); хоры гостей торговых, Сцена торжища, "Высота ль, высота" ("Садко"), Свадебный поезд и "Ой, беда идет" ("Сказание о невидимом граде Китеже...") и др.; фантастич. сцены в оп.-балете "Млада" и др. Р.-К. пользовался разн. формами излож., применял вариационность, сочетал приемы общеевроп. техники (гармонии, полифонии) с особенностями рус. нар. музыки (ладовость, подголосочность, несимметрич. размеры); употреблял увелич. и уменьш. лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразны составы хоров, от унисонных до многоголосных 2–3-хорных композиций ("Проводы масленицы" и др.) и развернутых сцен со "сквозным" развитием. В хор. обработках ("Русские народные песни, переложенные на народный лад" для жен., муж., смеш. хора, по 5 номеров на каждый состав) Р.-К. передал особенности нар. исполнения. Ему принадлежат также 39 духовн. хоров: 6 Херувимских, 6 "Тебе поем", более 10 причастных стихов, двухорные "Тебе Бога хвалим" и др.; переложения знаменных распевов (наиболее ценимые самим композитором). В нек. из них Р.-К. впервые использовал приемы рус. нар. многоголосия: запевы, окт. удвоения, параллелизмы, неполные аккорды, безразмерность ("Се жених грядет", "Чертог Твой" и др.), что нашло продолжение у Смоленского, Кастальского и их последователей. Хоры Р.-К. вокально удобны. Лит. соч.: "Летопись моей музыкальной жизни", учебники, статьи. Произв. Р.-К. – ценнейшая часть рус. хор. музыки; они популярны в педагогич. практике, лучшие из них ("Татарский полон", "Со вьюном я хожу") часто исполняются в концертах.


^ РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. XIX вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков – героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. XIX в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в литературе – Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке – Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Р. особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии. На раннем этапе – творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Л. Шпора, Г. Маршнера; далее лейпцигской школой, прежде всего Ф. Мендельсоном-Бартольди и Р. Шуманом; во 2-й пол. XIX в. – Р. Вагнером, И. Брамсом, А. Брукнером, Хуго Вольфом. Во Франции Р. проявился уже в операх А. Буальдьё и Ф. Обера, затем в гораздо более развитой и самобытной форме у Г. Берлиоза. В Италии романтич. тенденции заметно отразились у Дж. Россини и Дж. Верди. Общеевроп. значение получило творчество польского комп. Ф. Шопена, венг. – Ф. Листа, итал. – Н. Паганини (творчество Листа и Паганини явило собой и вершины романтич. исполнительства), нем. – Дж. Мейербера.


РОССИНИ Джоаккино (1792-1868) – итал. композитор, дирижер, исполнитель на неск. инструментах; в юности пел в хоре. Долгое время жил и работал в Париже. Среди соч. хоры в операх (Р. ввел хор в оперу-сериа), 3 мессы, в т. ч. "Торжественная" (1819), "Маленькая торжественная месса" (1863; 1-й вар. в сопр. 2-х фп. и гармониума, 2-й – с орк.), отличающаяся кроме присущ. Р. мелодич. щедрости более сложной гармонией, частым применением полифонии; 17 кантат и гимнов для хора и орк.; 3 жен. хора с фп.; Stabat Mater (1832-1841) для солистов, хора, орк. – одно из выдающихся произв. этого жанра.


^ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – осн. вид муз. творчества рус. народа с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("Одному не спеть, артелью – легче", записано Е. Линевой). Тесно связанная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исп. во всех слоях народа. Р. н. п. богата различн. жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, историч. песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др. Старин. крестьянск. песне свойственны многоголосн. склад в виде подголосочн. полифонии, ладовость, ритм. свобода, пение без сопр. Свою специфику имеют городск. песни, разнообразные по содержанию и стилю, создававшиеся различн. социальными группами (рабочие, солдатские, студенческие, мещанские и др.). Эти песни отличаются гарм. складом, применением обычных мажора и минора. Особый раздел Р. н. п. – революционная песня.

С конца XVIII в. Р. н. п. записывается и издается; она сыграла огромную роль в становлении нац. композиторской школы. Хоровая нар. песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Новую жизнь Р. н. п. обрела в сов. время благодаря ее широчайшему распространению (множество самодеят. хоров, создание проф. коллективов, радиопередачи), записям, изучению, возникновению новых песен.

Хоровые обработки Р. н. п. впервые появились в оп. Е. Фомина "Ямщики на подставе" (1787), В. Пашкевича "Как поживешь, так и прослывешь" (1792), А. Титова "Девичник" (1809). В назв. операх отражены отд. черты нар. исполнения. Рус. нар. тема полифонич. разрабатывается в хоре-интродукции ("Не бушуйте, ветры") оп. "Иван Сусанин" К. Кавоса (1815). Ранний этап хор. обработки Р. н. п. отмечен сб-ками И. Рупина (1831-1833, 3-голосие a cap.), Д. Кашина (1833-1834, 4-голосие, сопр. фп., начало развитой обр. нар. песни), С. Зайцева (1865), Н. Афанасьева (1866, хоры на 3, 4, 6 гол. a cap.), П. Воротникова (2-я полов. XIX в., хор с солистами, сопр. фп. или струнные; имеются развитые, приближающиеся к своб. обработке), В. Соколова (1877). Эти авторы использовали городскую песню или крестьянскую в городск. интерпретации. Отсюда – гармонич. стиль обработок, гарм. минор, куплетность; встречаются лишь отд. черты нар. многоголосия.

Новый этап в обработке Р. н. п. (подготовленный исследованиями В. Одоевского, А. Серова, записями нар. многоголосия, сделанными Мельгуновым, Пальчиковым) – обр. классиков: М. Балакирева, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова; в них использованы, гл. обр., старинные крестьянск. песни, воплощены нац. особенности нар. песенного стиля, в сочетании с приемами общеевропейск. техники. Римский-Корсаков вариациями "Татарский полон" и "Старая песня" положил начало свободной обр., приближающейся к соч. на нар. тему. В дальнейшем эту линию продолжили А. Глазунов, А. Гречанинов, А. Никольский, П. Чесноков и др.

Конец XIX – нач. XX в. ознаменовались стремлением композиторов приблизиться к нар. манере исполнения: таковы обр. В. М. Орлова и особенно А. Кастальского. Благодаря применению фонографа (Е. Линевой, А. Листопадовым и др.) появилась возможность более точно записывать и изучать нар. многоголосие.

Сов. композиторы, развивая традиции классиков, делали различные обр. Р. н. п. для акад. хора, от простых (В. Калинников, Г. Лобачев, М. Красев) до развитых концертных обр. (С. Василенко, А. Александров, Д. Васильев-Буглай, А. Новиков, Ф. Рубцов, А. Сапожников, В. Соколов, С. Попов и др.) и виртуозных, с элементами инструментализма, соч. на нар. тему (А. Пащенко, А. Егоров). Позднее появились обр. Д. Шостаковича, С. Слонимского, Г. Белова, В. Гаврилина, О. Коловского, А. Михайлова, И. Ельчевой, Р. Бойко, В. Агафонникова, В. Калистратова и др. Наряду с крестьянск. песнями используется и городск. фольклор (обр. А. Свешникова, А. Копосова). Обр. Р. н. п. составляют обязат. часть репертуара профес., самодеят., учебных хоров.


^ Сantus firmus (кантус фирмус, лат. – прочный напев) – ведущая мелодия, выполняющая функцию композиционной основы в полифонических сочинениях XIII – 1-й пол. XVIII вв. Обычно заимствованная мелодия из репертуара григорианского пения, с XV в. использовались и светские источники, с XVII в. протестанский хорал. Обычно помещался в теноре в ведущих жанрах своего времени, в т. ч. в мессе, мотете, в XVII- 1-й пол. XVIII вв. в органных хоральных обработках.


САЛМАНОВ Вадим Николаевич (1912-1978) – рус. композитор, проф. Ленингр. консерватории; нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР. Среди соч.: оратория-поэма "Двенадцать" (по Блоку), кантаты "Ода Ленину" (1970) для баритона, смеш. хора, орк., "Скифы"; хор. циклы a cap. – "Но бьется сердце" (1959) на сл. Н. Хикмета ("Тишина", "Лев в железной клетке", "21.1.1924", "Пятнадцать ран", "Издалека", "В бою мой стих"); "Восьмистишия" (1962) на сл. Р. Гамзатова ("Книга жизни", "Ты хочешь знать", "Старый друг мой", "Как живете-можете", "Куда?", "Вершина"); хор. концерт на рус. нар. тексты "Лебедушка" (1967, Гос. премия 1970, первый образец фольклорного типа в этом жанре); хоры на сл. Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева, "Русь" – семь лирич. хоров на сл. рус. поэтов для дет. (жен.) хора; хор. концерт для солиста, муж. хора и инструм. "Добрый молодец"; для хора с органом кантата "К молодым". Хоры С. отличаются свежестью муз. средств; часто они сложны интонационно из-за стремления композитора полнее передать образность текста, оригинальность стихов (Н. Хикмета, Р. Гамзатова). Хор. письму С. свойственны полифоничность, индивидуализация голосов (неск. инструм. характер), мелодич. речитативы, переклички, солирующие партии на фоне других; в кульминациях применяются удвоения. Гармония возникает в результате мелодич. движения, кроме обычных трезвучий в качестве устоев встречаются незаполненные ("пустые") квинты и аккорды, где терция заменена квартой, секундой. Композитор пользуется различными ладовыми оборотами: пентатоникой, фригийским, дорийским и др., ладовой переменностью, взаимопроникновением одноим. мажора и минора. Голоса, как правило, расположены удобно (в отн. диапазона, тесситуры); в отд. хорах имеются элементы сонористики: аккомпанемент в виде декламации, шепота; одновр. звучание отрезка хроматич. гаммы – имитация воя ветра ("Лебедушка"). Многие хоры С. исполняются профес., учебными, подвинутыми любительск. коллективами.


9499433563587475.html
9499587523057913.html
9499666130768822.html
9499705977913031.html
9499767427228744.html